Проект «Родительские университеты»
В настоящее время родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, нуждаются в квалифицированной помощи и просвещении по различным вопросам. Только в процессе взаимодействия педагогов и представителей заинтересованных структур с родителями можно успешно разрешить проблемы воспитания и развития детей, подростков и юношей, предупредить их девиантное поведение и семейное неблагополучие.
Родителям детей, учащихся предоставляет возможность получить квалифицированную психологическую помощь, семейные и индивидуальные консультации, расширить свои психологические знания по различным вопросам обучения и воспитания.
Родительский университет – это многоуровневая система активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.
Цель «Родительского университета»: вооружение родителей основами психологической и педагогической культуры.
Основная задача «Родительского университета» ознакомить родителей с практическими и теоретическими аспектами различных областей психологии, которые помогут создавать счастливые семьи и конструктивно решать, возникающие в них проблемы.
Форма обучения может быть представлена в виде 2-х модулей:
- базовый;
- вариативный.
Базовый модуль предполагает обучение «Педагог-родитель».
Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
Диагностика в начале учебного года позволит сделать выбор курсов и определиться с востребованной тематикой.
Основные направления деятельности родительских университетов:
I Основы правовых знаний
- Ответственность родителей и учреждения образования за воспитание детей: полномочия и пределы компетенций.
- Права и обязанности родителей в сфере образования.
- Дисциплинарная ответственность обучающихся.
- Гарантии государства на получение качественного общего и дополнительного образования.
- Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.
II Основы возрастной и семейной психологии
- Основы физиологии и гигиены подросткового возраста.
- Кризисные ситуации в жизни ребенка. Виды помощи и алгоритмы действий родителей.
- Причины детских аддикций. Роль родителей в их преодолении.
- Родители – пример самосохранительного поведения для собственных детей.
- Роль семьи в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка.
- Родители на защите информационной безопасности детей. Профилактика кибер- и интернет-зависимости.
- Стили родительского воспитания: гипо- и гиперопека.
- Секретный мир наших детей.
III Основы педагогических знаний
- Нормы оценки результатов учебной деятельности.
- Объем, содержание домашних заданий, требования к качеству его выполнения.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
IV Основы конструктивного взаимодействия
- Эффективные способы поощрения и наказания детей.
- Конструктивное решение конфликтов.
- Разговор на интимную тему.
- Помогаем ребенку учиться.
- Устанавливаем режим дня школьника.
- Помогаем ребенку найти друзей.
- Организовываем свободное время своего ребёнка.
План работы «Родительских университетов» а государственном учреждении образования «Холмечская средняя школа» Речицкого района
Цель работы университета - формирование ответственного отношения к обязанностям в семье, координация усилий педколлектива, администрации и родителей на решение основных проблем, связанных с воспитанием детей
Задачи:
1) просвещение родителей;
2) организация психологического консультирования для родителей;
3) изучение семьи и контроль со стороны социально-педагогической и психологической службы школы;
4) организация помощи семье.
№ п/п |
Тема заседания |
Время проведения |
Форма проведения |
Кто проводит |
1. |
Секреты успешной адаптации |
Сентябрь |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
2. |
Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних |
Сентябрь-октябрь |
Консультации |
Чурсина Л.В., зам директора по УВР Гриб В.В., педагог социальный |
3. |
Культура поведения закладывается в семье |
Октябрь |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
4. |
Вредные привычки – как не дать себя обмануть |
Ноябрь |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
5. |
Секреты здорового образа жизни |
Ноябрь-декабрь |
Консультации |
Чурсина Л.В., зам директора по УВР Гриб В.В., педагог социальный |
6. |
Как воспитать себе помощника |
Декабрь |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
7. |
Поступки — плоды помыслов. Будут разумны помыслы — будут хорошие поступки |
Январь |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
8. |
Выбираем профессию. Как не ошибиться |
Февраль |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
9. |
Секреты семейного воспитания |
Март |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
10. |
Экзамены без стресса |
Апрель |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
11. |
Проблемы и радости опекунов |
Апрель |
Консультации |
Чурсина Л.В., зам директора по УВР Гриб В.В., педагог социальный классные руководители |
12. |
Организация каникулярной занятости детей |
Май |
Родительский лекторий |
Гриб В.В., педагог социальный |
13. |
Воспитание и общение с детьми в семье |
В течение учебного года |
консультации |
Чурсина Л.В., зам директора по УВР Гриб В.В., педагог социальный |
14. |
Профилактика социального неблагополучия |
В течение учебного года |
консультации |
Чурсина Л.В., зам директора по УВР Гриб В.В., педагог социальный |
15. |
Индивидуальные и возрастные особенности детей |
В течение учебного года |
консультации |
Чурсина Л.В., зам директора по УВР Гриб В.В., педагог социальный |