КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Урок - главная составная часть учебного процесса.
I. Первое, с чего надо качать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
ІІ. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
ІІІ. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные издания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
VІI. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VІIІ. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
ІХ. Подготовленный таким образов урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
Самоанализ урока
В условиях оптимизации учебного процесса оценку урока надо начинать не с проверки факта выполнения урока во всех деталях, а с обоснования учителем оптимальности выбранного им плана урока Учителю необходимо задать вопросы:
- какие задачи вы поставили перед уроком;
- какие задачи считали особо важными;
- как при этом учли особенности класса, место урока среди других уроков изучаемой темы;
- почему избрали такие методы, формы и средства обучения;
- как учли особенности слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников;
- как обеспечили предупреждение перегрузки учеников домашней работой;
- как сами оцениваете результаты решения основных задач урока.
Отвечая на эти вопросы, учитель производит самоанализ проведенного урока, осуществляет самооценку достигнутых результатов образовательного, воспитательного и развивающего характера. После этого проверяющий дает обобщенную оценку соответствия урока принципам оптимальной организации обучения.
Структура урока
Структура |
|
Основные элементы урока |
|
Форма организации урока |
|
Приемы |
|
Методы обучения |
|
Общедидактические методы |
|
По дидактическим задачам выделяют методы |
|
Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания
учебной деятельности учащихся:
- работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов...);
- определение учителем образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, их актуализация,
- мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;
- научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов;
- реализация на уроке дидактических принципов обучения;
- соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);
- органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;
- активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;
- формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
- знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
- практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;
- межпредметные связи в процессе обучения;
- формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
- использование ТСО и наглядных пособий;
- правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необходимых для выработки умений и навыков;
- установление обратных связей в ходе урока;
- формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда стимулирование самостоятельной работы учащихся, умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- мировоззренческие выводы и обобщение, к которым подведены учащиеся;
- соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;
- элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;
- методика организации домашнего задания (объёмы, характер, дифференциация, современность);
- повторение ранее изученного, закрепление нового материала;
- рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;
- дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;
- практическое решение на уроке общешкольной методической темы;
- оценка знаний, умений и навыков учащихся;
- плотность урока, экономия времени;
- соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Примерные цели урока
Обучающие
- Проследить, как автор трактует в своём рассказе...
- Проанализировать особенность...
- Формировать представление о личности поэта (писателя), обратить внимание на неповторимость творческого пути...
- Обобщить и систематизировать знания, полученные по данной теме.
- Закрепить умения и навыки...
- Расширить представления учащихся о...
- Проверить сформированность качества знаний: глубина, оперативность мышления, способность к самоанализу, рефлексии.
- Создать на уроке условия для самоопределения каждого учащегося, для проявления ими своей индивидуальности, эмоционального восприятия материала урока, умения целостно и основательно представить своей исследовательской, творческой работы по предложенной теме.
- Отработать умения решать ... в ходе деловой игры, соперничества...
- Активизировать познавательную деятельность учащихся ..., посредством выбора своей точки зрения...
- Осмыслить глубокое философское содержание произведение, определить его идейную направленность.
- Ввести понятие ... и познакомить уч-ся с его особенностями.
- Исследовать..., организовать осмысленное восприятие...
Развивающие
- Создавать условия для приобщения уч-ся к серьёзному и вдумчивому чтению (рассказа, повести)...
- Создавать условия для развития логического, творческого мышления уч-ся через использование обобщающих приёмов интеллектуальной деятельности, содействовать обогащению эмоциональной сферы уч-ся, развитию способностей и речевой культуры в целом.
- Содействовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию наглядно-образного мышления, речи,
- внимания, памяти.
- Содействовать развитию у учащихся умений на основе анализа учебного материала делать выводы.
- Стимулировать у каждого школьника желание проявить инициативу и творчество.
- Создать ситуацию, способствующую развитию интеллектуальных, моральных качеств, организационных способностей каждого ученика.
- Создать условия для развития умений ведения диалога, выразительного чтения прозы и лирики.
- Создавать условия для развития творческой активности, самостоятельности высказываний своего мнения, стимулировать читательскую деятельность школьников, содействовать формированию культуры коллективной и индивидуальной деятельности.
- Создавать условия для развития самостоятельности в оценке того, что уч-ся услышат, узнают; создать в процессе беседы условия для обмена мыслями.
- Создавать условия для развития познавательного интереса к предмету через учебную деятельность.
- Содействовать формированию лингвистического мышления.
- Создавать условия для развития умения анализировать...
- Создавать условия для развития навыков анализа, сравнения; формировать умения
обобщать, систематизировать...
- Содействовать развитию умений аргументировать, мотивировать, доказывать, используя материал текста; характеризовать образы, определять тип выразительных средств.
- Содействовать формированию самостоятельности, свободы, сотрудничества, доверия и ответственности за свою деятельность.
- Создавать условия для развития исследовательских способностей личности с помощью дифференцированных и индивидуальных заданий, для развития умений самостоятельной постановки и решения проблемы в ходе дидактической игры.
- Содействовать развитию творческого подхода к решению учебных задач; развитию
умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации; формировать способности личности к саморазвитию и самоконтролю.
Воспитательные
- Создавать условия для воспитания у учащихся чувства гуманности и воспитание нравственности.
- Содействовать воспитанию в каждом школьнике глубоко гуманистического и демократического мировоззрения, самостоятельного мышления, собственного самоуважения и умения уважать других.
- Воспитывать бережное отношение к природе...
- Создавать ситуацию сопереживания, сочувствия, появления доброты, милосердия и
уважения.
- Воспитывать чувство уважения к автору, любовь к поэзии...
- Содействовать воспитанию интереса к предмету...
- Воспитывать у уч-ся трудолюбие, настойчивость, самостоятельность, ответственность, чувство уважения к науке.
- Содействовать развитию духовных сил, сориентировать на моральные качества человека, показать его благородство.
- Содействовать воспитанию у учащихся вежливости, необходимости владения речевым этикетом.
- Средствами художественного слова воспитывать нравственные качества ребёнка.
- Воспитывать у школьников активную жизненную позицию, уверенность в себе.
- Воспитывать интерес к школе, уважение к профессии учителя.
- Формировать уважение к оппонентам в ходе дидактической игры, аргументировано оценивать выступающего.
- Создавать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.
- Воспитывать устойчивый интерес к урокам ..., ведению здорового образа жизни.
- Вырабатывать терпение и умение преодолевать трудности в работе.
Обязательные правила доступного обучения
- Не забывайте наставления Я.А.Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
- Помните также, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определённого предмета.
- Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт детей, их интересы, особенности развития.
- Учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержания и способы обучения несколько опережали их развитие.
- Обязательно принимайте во внимание особенности обучения разных групп школьников, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковыми возможностями.
- Учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.
- Обучение требует известной напряжённости. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости изменяйте их.
- Используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение – с помощью увеличенных шагов, укрупнённых единиц знаний.
- Широко пользуйтесь аналогией, сравнением, сопоставлением, противопоставлением.
- При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении – средних и слабых.
- Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
- Торопись медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
- Не принимайте мимолётный проблеск мысли ученика за свершившийся акт познания, используйте его, как начало познания.
- Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: чётко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, приводя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
- Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими.
- На первом этапе обучения используйте не весь объём знаний, а лишь основное, чтобы школьники основательно усвоили главное, затем, при закреплении, вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
- Управляйте познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя её недоступной для понимания, хороший – учит её находить, делая доступным процесс нахождения.
- Доступность не означает лёгкость обучения, и функция учителя состоит вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, раскрыть непонятное через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения.
- Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.